Назад к списку

 Ещё одно бурятское племя заявляет о необходимости консолидации - инициаторы предлагают создать общественное движение «Эхиридγγдэй нэгэдэл»

 

Ещё одно бурятское племя заявляет о необходимости консолидации - инициаторы предлагают создать общественное движение «Эхиридγγдэй нэгэдэл». История бурятских племён своей историей, своим происхождением уходит вглубь на много веков, которые под покровом времени умалчивают о многих событиях в жизни бурят-монгольского народа. В старину каждый бурят, от мала до велика, знал всех своих родственников и предков до нескольких колен. У бурят-монгольского народа пять племён - хори, булагаты, эхириты, хонгодоры,селенгинские бурят-монголы. На сегодняшний день вполне очевидная реальность, когда самобытность, культура, традиции и обычаи этнического народа забываются и порой вновь с новой силой возрождаются. Так, у автора АРД Бато Очирова инициатива переформатирования бурят-монгольской нации от районных уровней к племенному, начавшаяся год назад, набирает всё большую популярность. В прошлом году в Улан-Удэ прошёл Сагаалган хори-бурят («Хори буряадай Сагааалган»), на котором объединились хори-буряты Республики Бурятия, Агинского Бурятского округа, Монголии и Внутренней Монголии Китая. Их весьма интересное и оригинальное представление на совместном праздновании, не оставило равнодушным ни одного гостя. Также решение о племенном единении приняли представители племени булагат. Среди активистов такой инициативы известные общественные деятели нашей республики: президент Международного гуннского фонда Олег Булутов, экс-председатель Общественной палаты РБ Владимир Прокопьев, предприниматель Петр Шаблин. Не будет ошибкой отметить, что булагаты своим вдохновением и реализацией своей идеи продолжили ту тенденцию, которая преодолевает тот искусственный барьер между бурятами, разделенными по территориальному принципу. И, эта идея уже показывает свою эффективность и пользу. Хонгодоры - ещё одна этническая группа бурятского народа проводит «Хонгодориаду», тем самым объединяясь, становясь ближе и возрождая забытые традиции и обычаи своих предков. Это общественно – культурная акция Закаменских, Тункинских, Окинских, Аларских, Нукутских бурят с каждым годом набирает популярность. Пока на сегодня у племени эхирит отсутствует такая идея объединения, которая помогала бы сохранить свою самобытность. Эхириты имеют довольно богатую и интересную историю, о которой многие из нас не знают. Согласно мифологии, родословная нашего племени начинается с человека по имени Эхирит. Как гласит легенда, он родился от пёстрого налима и береговой щели Байкала. У него был единственный сын по имени Зонхи, у которого было четверо сыновей-богатырей: hуудаг Сагаан, Шоно, Алагтай и Хэнгэлдэр. Так у последнего наиболее многочисленное ответвление эхиритов. Довольно крупными родами у эхиритского племени являются: Хэнгэлдэр, Шоно, Буура, Хамнагадай, Хадаалай, Ользон, Баяндай, Абзай. Среди них есть и присоединившиеся – Сэгээнууд, Эмхэнууд, Нагатай, Хэнхэн и другие. Прародиной эхиритов можно считать территории Качугского, Ольхонского, Баяндаевского и Эхирит-Булагатского районов. Из-за роста численности населения, межродовых конфликтов, столкновений с эвенками из-за охотничьих угодий, засух, завоевания Сибири русскими началось миграционное движение в Забайкалье. В первой половине XVIII века из западной стороны Байкала в Баргузинскую долину ушли рода Шоно, Абзай, Баяндай, Хэнгэлдэр, а также присоединившиеся рода к эхиритскому племени. Эти восемь родов называют – Баргажанай найман эсэгэ (Восемь хозяев Баргузинской долины). На этих территориях сейчас проживают потомки эхиритов, встречаются они и на территории Селенгинского, Баунтовского, Еравнинского районов республики и в Моготуйском районе Забайкальского края. В дельте реки Селенги поселились роды: Хэнгэлдэр, Абазай, Баяндай, Балтай, Бахай, Буровский, Олзон, Хадалай, Шоно. Племя эхирит очень древ­нее по происхождению и корни его теряются в глубине веков матриарха­та. Недаром родоначальницы эхири­тов и булагатов - две старухи-шаманки (Асухэн и Хусухэн), что говорит о господстве в родах и племенах лиц женского пола. Эхириты близки не только по крови, но и по диалекту. Например, баяндаевский бурят легко поймет курумканца, когда тот скажет слово «малгаадэр» или «үстэр». - Сейчас, потомки эхиритского племени, одного из основных племён бурят-монгольского народа, располагаясь на разных побережьях Байкала, живут обособленной жизнью, где каждый сам за себя, не интересуясь своими общими корнями и традициями, а ведь до революции ольхонцы, кударинцы, баргузинцы ездили друг к другу, брали жен, устраивали тайлганы, родовые праздники. На сегодня, всё предалось забвению и ушло в небытие, - констатирует известный бурятский литератор и краевед Жорж Абзаев, курумканский эхирит, один из инициаторов консолидации. Он выступил с идеей создать общественное движение «Эхиридγγдэй нэгэдэл», объединяющее представителей всего племени по обе стороны Байкала. Группа в соцсети «Вконтакте» «Баргажанай буряадууд» на сегодня насчитывает более 2500 подписчиков. Мы призываем эхиритов воссоединиться, как это делают другие племена. Предлагаем такие формы объединения, как фестиваль, союз, культурная автономия, ежегодные мероприятия на святых местах эхирит-булагатов – гора Бархан баабай, Буха-Шулуун, гора Ёрд, мыс Бурхан, «Ехэ тайлаган», который проходит в июне месяце как всеобщее торжество в с. Корсаково, гора Улан в Баяндаевском районе, гора Байтог и т.д. Объединившись с родным племенем, объединимся с булагатами, а далее – со всем народом. Как гласит народная мудрость: «Не забывай о своих корнях», ведь без прошлого не может быть полноценного будущего. 

 Администрация группы


// Ресайз iframe-а фримиум баннера